Читайте также
Бесшовные трубы
Лечение гепатита С

Начисление налогов при исключении фиктивных сделок

Начисление налогов при исключении фиктивных сделок

При ведении учета организации не должны искажать факты своей деятельности в попытках уменьшить сумму налогов или налоговую базу.Статья 54.1 НК РФ содержит основные принципы определения границ допустимости налоговой оптимизации. По сути, эта статья называет три критерия, когда действия налогоплательщика считаются противоправными, и должны приводить к налоговым доначислениям:

  • отражение в учете или отчетности искаженных сведений, в результате чего занижается налоговая база или сумма налога (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);
  • совершение операций, основной целью которых является снижение налогов (подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ);
  • выполнение обязательств по сделке неуполномоченным лицом (подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

По мнению налоговиков, признаки фиктивности хозопераций следующие:

  • контрагент отсутствует по юрадресу либо зарегистрировался по адресу массовой регистрации;
  • у контрагента нет ресурсов для выполнения договора (оборудования, работников, складов и т.п.);
  • контрагент не платит налоги либо платит их в минимальном размере;
  • дача показаний руководства контрагента;
  • экспертное заключение;
  • деньги перечислялись транзитом или циклично.

Мнимая (фиктивная) сделка — договор, который заключен формально и существует только на бумаге, без намерения его выполнять (ч. 1 ст. 170 ГК). Такая сделка считается ничтожной, то есть для признания ее недействительной решение суда не нужно (ст. 166 ГК РФ). Мнимую сделку не будут учитывать при расчете налогов (начисление налогов при исключении фиктивных сделок).

Налоговым органам дано право контролировать деятельность предпринимателей, это называется налоговый контроль. Одним из видов налогового контроля являются выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ). Проводятся такие проверки по месту нахождения организаций или ИП или, если места для проверки у проверяемого нет, в помещении налогового органа.

Главным документом, которым руководствуются окружные суды при рассмотрении подобных споров, по-прежнему остается постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53. В нем суд оставляет возможность налогоплательщикам опровергнуть подозрения налоговиков в получении необоснованной выгоды. Ведь инспекторы должны собрать совокупность доказательств, а не рассуждать только об одном признаке налоговой недобросовестности (п. 5 постановления). В частности, доказывая, что сделки фиктивные, инспекторы должны представить факты недостоверности и противоречивости документов. Это, по мнению Президиума ВАС РФ, является основанием для отказа в признании расходов и подтверждением занижения выручки (постановление от 27.07.10 № 505/10).